ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
ВОПРОС
Что такое ОДН?
ОТВЕТ
Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды). Данная норма закреплена Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354.
Определение "общедомовые нужды" как таковое в настоящее время отсутствует. Зачастую абоненты - потребители услуг ввиду слабой информированности ошибочно считают что общедомовые нужды - это лампочки, горящие в подъезде дома и вода, используемая на мытье полов. Если, например, в части электроэнергии, - то ОДН - это объем электрической энергии, необходимый для работы лифтов, сигнализации, домофонов, насосов, подкачивающих воду на верхние этажи дома, освещения лестничных площадок и входов в подъезд, чердачных и подвальных помещений. У каждого многоквартирного дома набор электрооборудования индивидуален и требует энергозатрат, которые нужно оплачивать как ОДН. Кроме того, технологические потери (потери при транспортировке электрической энергии от коллективного прибора учета до индивидуальных приборов учета - нагрев проводов, контактов и пр.) во внутридомовых сетях по закону тоже оплачиваются как общедомовые нужды и входят в общую сумму затрат на ОДН.
По факту ОДН - это объем коммунального ресурса, поданного на тот, или иной многоквартирный дом, но не предъявленный (не начисленный) по различным причинам при индивидуальном (поквартирном) начислении собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
Разница между общим потреблением коммунального ресурса многоквартирным домом и суммарным потреблением всех собственников распределяется между всеми собственниками и пользователями жилых и нежилых помещений согласно их доле в общем имуществе дома.
ОДН-1
Если в доме не установлен общедомовой прибор учета, то ОДН – это норматив, умноженный на долю в общем имуществе дома.
ОДН-2
Причины повышенного размера платы на общедомовые нужды различные:
- в части электроснабжения это:
разница в классах точности используемых приборов учета. Если коллективные (общедомовые) приборы учета устанавливаются с классом точности 1 (один процент погрешности), то индивидуальные приборы учета зачастую используемые собственниками и пользователями помещений - класса точности 2, а встречаются ещё и 2,5;
значительные технологические потери во внутридомовых сетях. Как правило это происходит в домах постройки до 2000 года, т.к. потребление электроэнергии ввиду применения современной энергоёмкой техники (водонагревателей, стиральных и посудомоечных машин, микроволновых печей, электрообогревателей, кондиционеров и пр.). При этом изначально проектная электропроводка рассчитана на меньшие нагрузки;
несвоевременное снятие и предоставление показаний индивидуальных приборов учета;
искажение показаний индивидуальных приборов учета путем несанкционированного вмешательства в их работу;
несанкционированное подключение к внутридомовым сетям;
отсутствие активной жизненной позиции собственников и пользователей помещений в доме (создание совета дома, инициативных групп, участие в определении фактов проживания незарегистрированных граждан, воздействия на недобросовестных соседей, не желающих устанавливать индивидуальные приборы учета и при этом не сообщающих в ресурсоснабжающую организацию данных о количестве фактически проживающих граждан и пр.);
- в части водоснабжения помимо вышеперечисленных (несвоевременное снятие, искажение показаний индивидуальных приборов учета, несанкционированное подключение к внутридомовым сетям, отсутствие всякого желания собственников помещений участвовать в жизни дома), это еще и:
наличие утечек воды, неисправной сантехники в квартирах без индивидуальных приборов учета. При этом собственники помещений не торопятся ремонтировать неисправную сантехнику, т.к. при отсутствии прибора учета все равно оплатят не более норматива;
не все помещения многоквартирного дома оборудованы индивидуальными приборами учета, а жильцы, оплачивающие по нормативу значительно превышают нормативное потребление;
наличие в многоквартирном доме жилых помещений с "нулевой" пропиской. Как правило в этих помещениях индивидуальные приборы отсутствуют, начисления не производятся, а коммунальные ресурсы, потребляемые фактически проживающими в этих помещениях гражданами попадают в общий расход ресурсов по дому;
наличие в доме "скрытых" жильцов (прописаны 1-2, а по факту проживают 5-6).
Проблема начислений на общедомовые нужды не является какой-то эксклюзивной для города Салехарда. Обсуждение данной проблемы регулярно происходит как на региональных, так и на федеральном уровнях.
Мероприятия, которые могли бы значительно снизить начисления за ОДН:
1. Оборудование всех жилых и нежилых помещений многоквартирных домов индивидуальными приборами учета коммунальных ресурсов. Здесь существенную роль играет принятие подобного решения общим собранием собственников помещений дома с последующим воздействием общественности на недобросовестных соседей, нежелающих исполнять принятое решение (насильно ни ресурсоснабжающая организация, ни управляющая компания в помещение собственника не войдет и приборы учета не установит).
2. Своевременное и одновременное ежемесячно в установленные сроки снятие показаний как коллективных (общедомовых), так и индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов. Возможность доступа представителей исполнителя коммунальных услуг ограничена Правилами 354 (п. 32г)), - не чаще одного раза в шесть месяцев. При этом, согласно тех же Правил, в случае недопуска потребителем в свое помещение представителей исполнителя коммунальных услуг 2 и более раза, начисления такому потребителю должны осуществляться по установленным нормативам. Обязанность для потребителя передавать показания ИПУ Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013г. № 344 исключена из Правил 354 (п.34в)). В настоящее время это является правом потребителя и не более.
Решить вопрос регулярного снятия показаний могло бы активное участие в жизни дома собственников помещений, председателя, членов совета дома, старших по подъезду и пр. В городе уже имеются примеры многоквартирных домов, в которых при активном участии жильцов в управлении домом в течение двух-трех месяцев проводилась ревизия установленных приборов учета, замена вышедших из строя и монтаж новых при их отсутствии, регулярное снятие показаний приборов учета. В результате существенно снизились начисления на общедомовые нужды.
3. Установление для собственников и пользователей помещений многоквартирных домов, не оборудованных индивидуальными приборами учета коммунальных ресурсов, нормативов с повышающими коэффициентами. По состоянию на 01.01.2016г. такие нормативы в ЯНАО не установлены.
4. Предоставление председателем, советом дома исполнителю коммунальных услуг информации о наличии "скрытых", незарегистрированных жильцов, участие в составлении Актов о количестве фактически проживающих граждан в том, или ином помещении МКД, воздействие на недобросовестных соседей - собственников и пользователей жилых помещений с целью понуждения последних своевременно информировать исполнителя коммунальных услуг о временно проживающих гражданах.
5. Предоставление сознательными гражданами исполнителю коммунальных услуг информации о фактах несанкционированного подключения к внутридомовым сетям инженерного обеспечения, о фактах искажения недобросовестными потребителями показаний индивидуальных приборов учета (не восхищаться "ловкостью" знакомого-соседа и не выпрашивать схему вмешательства в работу ИПУ, а сообщить о нарушении исполнителю услуг).
6. Своевременное устранение утечек, неполадок в работе сантехнического оборудования (особенно актуально для помещений, необорудованных индивидуальными приборами учета).
7. Своевременная замена вышедших из строя индивидуальных приборов учета, замена электросчетчиков класса точности 2-2,5 на электросчетчики класса точности 1 и выше, замена устаревшей электропроводки от коллективного (общедомового) прибора учета до индивидуальных приборов учета, применение энергосберегающих ламп и современных технологий (датчики движения, реле времени при освещении мест общего пользования), вынос ИПУ в места общего пользования для обеспечения возможности регулярного снятия показаний исполнителем услуг и пр..
Сотрудники ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний являются такими же потребителями услуг, как и все остальные жители города и рассчитываются за потребляемые в своих жилых помещениях услуги по тем же нормам и Правилам, что и прочие.
Только совместными усилиями при активном участии собственников помещений в том или ином доме можно снизить расход коммунальных ресурсов на общедомовые нужды!
Определение "общедомовые нужды" как таковое в настоящее время отсутствует. Зачастую абоненты - потребители услуг ввиду слабой информированности ошибочно считают что общедомовые нужды - это лампочки, горящие в подъезде дома и вода, используемая на мытье полов. Если, например, в части электроэнергии, - то ОДН - это объем электрической энергии, необходимый для работы лифтов, сигнализации, домофонов, насосов, подкачивающих воду на верхние этажи дома, освещения лестничных площадок и входов в подъезд, чердачных и подвальных помещений. У каждого многоквартирного дома набор электрооборудования индивидуален и требует энергозатрат, которые нужно оплачивать как ОДН. Кроме того, технологические потери (потери при транспортировке электрической энергии от коллективного прибора учета до индивидуальных приборов учета - нагрев проводов, контактов и пр.) во внутридомовых сетях по закону тоже оплачиваются как общедомовые нужды и входят в общую сумму затрат на ОДН.
По факту ОДН - это объем коммунального ресурса, поданного на тот, или иной многоквартирный дом, но не предъявленный (не начисленный) по различным причинам при индивидуальном (поквартирном) начислении собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
Разница между общим потреблением коммунального ресурса многоквартирным домом и суммарным потреблением всех собственников распределяется между всеми собственниками и пользователями жилых и нежилых помещений согласно их доле в общем имуществе дома.
ОДН-1
Если в доме не установлен общедомовой прибор учета, то ОДН – это норматив, умноженный на долю в общем имуществе дома.
ОДН-2
Причины повышенного размера платы на общедомовые нужды различные:
- в части электроснабжения это:
разница в классах точности используемых приборов учета. Если коллективные (общедомовые) приборы учета устанавливаются с классом точности 1 (один процент погрешности), то индивидуальные приборы учета зачастую используемые собственниками и пользователями помещений - класса точности 2, а встречаются ещё и 2,5;
значительные технологические потери во внутридомовых сетях. Как правило это происходит в домах постройки до 2000 года, т.к. потребление электроэнергии ввиду применения современной энергоёмкой техники (водонагревателей, стиральных и посудомоечных машин, микроволновых печей, электрообогревателей, кондиционеров и пр.). При этом изначально проектная электропроводка рассчитана на меньшие нагрузки;
несвоевременное снятие и предоставление показаний индивидуальных приборов учета;
искажение показаний индивидуальных приборов учета путем несанкционированного вмешательства в их работу;
несанкционированное подключение к внутридомовым сетям;
отсутствие активной жизненной позиции собственников и пользователей помещений в доме (создание совета дома, инициативных групп, участие в определении фактов проживания незарегистрированных граждан, воздействия на недобросовестных соседей, не желающих устанавливать индивидуальные приборы учета и при этом не сообщающих в ресурсоснабжающую организацию данных о количестве фактически проживающих граждан и пр.);
- в части водоснабжения помимо вышеперечисленных (несвоевременное снятие, искажение показаний индивидуальных приборов учета, несанкционированное подключение к внутридомовым сетям, отсутствие всякого желания собственников помещений участвовать в жизни дома), это еще и:
наличие утечек воды, неисправной сантехники в квартирах без индивидуальных приборов учета. При этом собственники помещений не торопятся ремонтировать неисправную сантехнику, т.к. при отсутствии прибора учета все равно оплатят не более норматива;
не все помещения многоквартирного дома оборудованы индивидуальными приборами учета, а жильцы, оплачивающие по нормативу значительно превышают нормативное потребление;
наличие в многоквартирном доме жилых помещений с "нулевой" пропиской. Как правило в этих помещениях индивидуальные приборы отсутствуют, начисления не производятся, а коммунальные ресурсы, потребляемые фактически проживающими в этих помещениях гражданами попадают в общий расход ресурсов по дому;
наличие в доме "скрытых" жильцов (прописаны 1-2, а по факту проживают 5-6).
Проблема начислений на общедомовые нужды не является какой-то эксклюзивной для города Салехарда. Обсуждение данной проблемы регулярно происходит как на региональных, так и на федеральном уровнях.
Мероприятия, которые могли бы значительно снизить начисления за ОДН:
1. Оборудование всех жилых и нежилых помещений многоквартирных домов индивидуальными приборами учета коммунальных ресурсов. Здесь существенную роль играет принятие подобного решения общим собранием собственников помещений дома с последующим воздействием общественности на недобросовестных соседей, нежелающих исполнять принятое решение (насильно ни ресурсоснабжающая организация, ни управляющая компания в помещение собственника не войдет и приборы учета не установит).
2. Своевременное и одновременное ежемесячно в установленные сроки снятие показаний как коллективных (общедомовых), так и индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов. Возможность доступа представителей исполнителя коммунальных услуг ограничена Правилами 354 (п. 32г)), - не чаще одного раза в шесть месяцев. При этом, согласно тех же Правил, в случае недопуска потребителем в свое помещение представителей исполнителя коммунальных услуг 2 и более раза, начисления такому потребителю должны осуществляться по установленным нормативам. Обязанность для потребителя передавать показания ИПУ Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013г. № 344 исключена из Правил 354 (п.34в)). В настоящее время это является правом потребителя и не более.
Решить вопрос регулярного снятия показаний могло бы активное участие в жизни дома собственников помещений, председателя, членов совета дома, старших по подъезду и пр. В городе уже имеются примеры многоквартирных домов, в которых при активном участии жильцов в управлении домом в течение двух-трех месяцев проводилась ревизия установленных приборов учета, замена вышедших из строя и монтаж новых при их отсутствии, регулярное снятие показаний приборов учета. В результате существенно снизились начисления на общедомовые нужды.
3. Установление для собственников и пользователей помещений многоквартирных домов, не оборудованных индивидуальными приборами учета коммунальных ресурсов, нормативов с повышающими коэффициентами. По состоянию на 01.01.2016г. такие нормативы в ЯНАО не установлены.
4. Предоставление председателем, советом дома исполнителю коммунальных услуг информации о наличии "скрытых", незарегистрированных жильцов, участие в составлении Актов о количестве фактически проживающих граждан в том, или ином помещении МКД, воздействие на недобросовестных соседей - собственников и пользователей жилых помещений с целью понуждения последних своевременно информировать исполнителя коммунальных услуг о временно проживающих гражданах.
5. Предоставление сознательными гражданами исполнителю коммунальных услуг информации о фактах несанкционированного подключения к внутридомовым сетям инженерного обеспечения, о фактах искажения недобросовестными потребителями показаний индивидуальных приборов учета (не восхищаться "ловкостью" знакомого-соседа и не выпрашивать схему вмешательства в работу ИПУ, а сообщить о нарушении исполнителю услуг).
6. Своевременное устранение утечек, неполадок в работе сантехнического оборудования (особенно актуально для помещений, необорудованных индивидуальными приборами учета).
7. Своевременная замена вышедших из строя индивидуальных приборов учета, замена электросчетчиков класса точности 2-2,5 на электросчетчики класса точности 1 и выше, замена устаревшей электропроводки от коллективного (общедомового) прибора учета до индивидуальных приборов учета, применение энергосберегающих ламп и современных технологий (датчики движения, реле времени при освещении мест общего пользования), вынос ИПУ в места общего пользования для обеспечения возможности регулярного снятия показаний исполнителем услуг и пр..
Сотрудники ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний являются такими же потребителями услуг, как и все остальные жители города и рассчитываются за потребляемые в своих жилых помещениях услуги по тем же нормам и Правилам, что и прочие.
Только совместными усилиями при активном участии собственников помещений в том или ином доме можно снизить расход коммунальных ресурсов на общедомовые нужды!
ВОПРОС
Я произвёл оплату долга за коммунальные услуги. В следующем месяце у меня в квитанции появилась пеня. Откуда? Ведь я погасил всю задолженность.
ОТВЕТ
Согласно ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Таким образом, размер пени за просроченную задолженность стал виден только после произведённой оплаты.
Таким образом, размер пени за просроченную задолженность стал виден только после произведённой оплаты.
ВОПРОС
Я поменяла газовую плиту на электрическую. Хочу платить за электроэнергию по льготному тарифу.
ОТВЕТ
В соответствии с п.71 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» для населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7 (п.27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию на розничном рынке, утв. Приказом Федеральной службы по тарифам от 6.08.2004г. №20-э/2).
Применение коэффициента 0,7 не может рассматриваться как льготный тариф, поскольку является особым порядком ценообразования (Информационное письмо Федеральной службы по тарифам от 30 декабря 2004 г. №СН-2849/13).
Сведения о смонтированных в установленном порядке стационарных электроплитах, электроотопительном оборудовании отражаются в проекте на дом, а также в технических паспортах на жилое помещение и на весь дом.
Установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения в технический паспорт жилого помещения являются переустройством жилого помещения (часть 1 статьи 25 Жилищного кодекса РФ).
Определение условий и порядка переустройства жилых помещений относятся к полномочиям органов государственной власти РФ в области жилищных отношений (пункт 10 статьи 12 Жилищного кодекса РФ).
Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (часть 1 статьи 26 Жилищного кодекса РФ). Основания, порядок согласования переустройства жилого помещения, перечень предоставляемых документов изложены в Статье 26 Жилищного кодекса РФ.
Самовольное переустройство жилого помещения, без оформления какой-либо разрешительной документации, ведёт к повышению пожароопасности дома, несёт угрозу жизни окружающим, т.к. существующая электропроводка дома изначально не рассчитана на установку электроплит. Последствия самовольного переустройства жилого помещения изложены в Статье 29 Жилищного кодекса РФ.
Применение коэффициента 0,7 не может рассматриваться как льготный тариф, поскольку является особым порядком ценообразования (Информационное письмо Федеральной службы по тарифам от 30 декабря 2004 г. №СН-2849/13).
Сведения о смонтированных в установленном порядке стационарных электроплитах, электроотопительном оборудовании отражаются в проекте на дом, а также в технических паспортах на жилое помещение и на весь дом.
Установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения в технический паспорт жилого помещения являются переустройством жилого помещения (часть 1 статьи 25 Жилищного кодекса РФ).
Определение условий и порядка переустройства жилых помещений относятся к полномочиям органов государственной власти РФ в области жилищных отношений (пункт 10 статьи 12 Жилищного кодекса РФ).
Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (часть 1 статьи 26 Жилищного кодекса РФ). Основания, порядок согласования переустройства жилого помещения, перечень предоставляемых документов изложены в Статье 26 Жилищного кодекса РФ.
Самовольное переустройство жилого помещения, без оформления какой-либо разрешительной документации, ведёт к повышению пожароопасности дома, несёт угрозу жизни окружающим, т.к. существующая электропроводка дома изначально не рассчитана на установку электроплит. Последствия самовольного переустройства жилого помещения изложены в Статье 29 Жилищного кодекса РФ.
ВОПРОС
Как передать показания приборов учёта воды ?
ОТВЕТ
Потребители производящие оплату по приборам учета должны передавать показания с 20 по 23 число текущего месяца. При передаче данных с приборов учёта необходимо указывать все черные цифры, указанные на счетчике (включая нули), как правило, это первые пять цифр.
НОВОСТИ
10 октября 2024
Об ограничении водоснабжения на 14.10.2024
АО «Салехардэнерго» доводит до сведения потребителей
07 октября 2024
Об ограничении водоснабжения на 10.10.2024
АО «Салехардэнерго» доводит до сведения потребителей
07 октября 2024
Об ограничении водоснабжения на 08.10.2024
АО «Салехардэнерго» доводит до сведения потребителей